Оценка лояльности персонала

Мотивация сотрудников занимает одно из главенствующих мест в иерархии ценностей современного бизнеса. Многие руководители давно поняли, что в условиях высокой конкуренции даже маленький шажок к повышению продуктивности труда — это огромный скачок доходов для всей компании. Эта статья поможет разобраться в основополагающих вопросах мотивации: как лучше всего наладить анализ удовлетворенности персонала, какие существуют методы оценки результатов работы и как мотивация персонала с помощью современных ИТ-средств помогает экономить ресурсы компании.

Оценка эффективности системы мотивации персонала

Началом начал любой оптимизации является анализ существующей ситуации и оценка действенности применяемых методов. В данном случае речь идет об оценке удовлетворенности работой. Для этого необходимо:

  1. Определить цели и задачи исследования в контексте специфики организации.
  2. Выбрать методику исследования, необходимую для получения максимально достоверной и полной информации.
  3. Согласовать методику и последовательность исследования с условиями корпоративной среды (область деятельности компании, психологические особенности сотрудников, квалификация, уровень подготовки и так далее).

Основными задачами при исследовании лояльности персонала являются:

  • оценка результатов труда и его эффективности;
  • оценка мотивационных методик, повышающих лояльность к компании;
  • оценка удовлетворенности персонала своей работой.

Классическими методами исследования лояльности персонала являются:

  • анализ организационных ошибок, проблем, конфликтов;
  • анализ документальных свидетельств;
  • анализ действующих на персонал внешних факторов;
  • мониторинг;
  • опросы среди персонала.

Каждый пункт — это отдельный комплекс мер, способов сбора данных и критериев их оценки. В частности, чтобы обнаружить организационные проблемы, мешающие повысить удовлетворенность сотрудников, специалисты учитывают следующие факторы:

  • «текучку» на предприятии (показатель выше 7-10% за полгода указывают на наличие проблемы);
  • динамику производительности (если она не привязана к сезонам по роду деятельности);
  • произошедшие ранее кардинальные изменения в организации производственных процессов, штатных расписаниях, иерархии, графиках работы и так далее (обычно такие изменения автоматически «тянут» за собой необходимость менять систему мотивации).

Анализ документооборота поможет в случае, если в документах отражается информация об элементах системы мотивации, порядке и результатах их внедрения. К примеру, документация об оплате труда открывает возможность оценки эффективности материальных вознаграждений и условий их получения.

Изучение внешних факторов направлено на выявление тех, которые приводят к уменьшению или увеличению лояльности сотрудников вне зависимости от внутренних обстоятельств. Сюда можно отнести состояние рынка труда, условия у конкурентов, изменения трудового законодательства и т.д.

Мониторинг поведения персонала в режиме реального времени позволяет оперативно выявить реакцию на изменения и события, как внешние, так и внутренние. Например, при тестовом внедрении тех или иных мотивационных мер. Даже реакция на исследование по оценке удовлетворенности работой может помочь. При этом, негативная реакция на окружение не всегда означает отсутствие мотивации у работника. Пример — сотрудник демонстрирует в среде коллег недовольство из-за отсутствия внимания со стороны руководителя к его рационализаторским предложениям. Это как минимум говорит о том, что он активен, трудолюбив и готов к прогрессу. Мониторинг поможет вовремя заметить и исправить такое положение.

Социологический опрос среди персонала — один из самых популярных и универсальных методов, который помогает ответить на многие вопросы в комплексе: выявить реальные настроения в рабочей среде, проверить лояльность к компании, узнать потребности и приоритеты подчиненных, их отношение к руководству и коллегам, обнаружить ошибки в мотивационной стратегии.

Мотивационная оценка и развитие персонала просто невозможны без опросов — именно они в полной мере способны раскрыть причины изменения продуктивности работы.

Лучший метод оценки результатов работы и мотивация персонала

Еще до появления электронных средств, облегчающих сбор и обработку информации из разных источников, анкетирование считалось наиболее достоверным и практичным методом оценки удовлетворенности работой.

К счастью, ИТ-индустрия не стоит на месте, и за последнее десятилетие руководителям бизнеса было предложено немало специализированных программ, онлайн-сервисов и технических средств, работающих в этом направлении.

Более того: появились решения, которые совмещают в себе ряд методов оценки эффективности системы мотивации персонала. К примеру, сервис Яваре, который сегодня предпочитают многие представители отечественного и европейского бизнеса.

Под эгидой Yaware разработаны 2 специализированных сервисных блока: Yaware.Timetracker и Yaware.Service. Первый предназначен для анализа поведенческих характеристик сотрудника, работающего за компьютером, второй — для сбора отзывов клиентов компании, входивших в контакт с сотрудником.

Мониторинг и учет рабочего времени за компьютером охватывает все проявления активности: заходы на сайты и длительность пребывания, учет времени, проведенного на корпоративных мероприятиях, контроль нарушений графика и даже оффлайн-активность. Все данные анализируются программой в автоматическом режиме, предоставляются в виде графиков и отчетов.

Сбор отзывов от клиентов может проводиться в удобной для них обстановке. К примеру, в сервисе предусмотрено анкетирование с помощью QR-кода, размещенного в учреждениях (на ресепшене или на раздаточных материалах). Конструктор анкет предусматривает возможность оформить их в соответствии с корпоративными принципами и задать любые вопросы о качестве обслуживания и отношении клиентов к обслуживающему персоналу. В этом приложении также данные представляются после автоматической обработки в виде диаграмм, таблиц, графиков.

Имея на вооружении такой мощный инструмент, можно легко провести исследование лояльности персонала практически без затрат времени, трудовых и материальных ресурсов.

Точность анализа удовлетворенности сотрудников и их лояльности к компании с помощью современных ИТ-сервисов уже подтвердила себя на практике. По оценкам Forbes, через 2 года после выпуска на рынок сервис Yaware.TimeTracker распространяется с частотой установки 400 персональных компьютеров в неделю. И эта скорость распространения в бизнес-сфере только растет.