оценка и аттестация персонала

Каждый руководитель ожидает, что его вложения в мотивацию коллег вернутся сторицей вместе с ростом доходов компании. Но бывает и так, что мотивационная стратегия не приносит ожидаемого результата. В таком случае пора начинать оценку и аттестацию персонала.

Аттестация, как метод оценки персонала: ищем и устраняем проблемы

Оценка работы персонала, а также подготовка и проведение аттестации — две стороны одной медали. Только оценка является неформальным, индивидуальным процессом, для которого кадровик или менеджер использует собственный опыт и корпоративные критерии. А аттестация регламентируется официальными положениями трудового законодательства.

Каковы задачи оценки и аттестации персонала? С их помощью:

  • выстраивают эффективную кадровую структуру;
  • расширяют спектр обязанностей наиболее квалифицированных и ответственных кадров, делегируют им руководящие полномочия;
  • подбирают направления и методы дальнейшего развития сотрудника;
  • формируют кадровый резерв, который может быть оперативно задействован в случае форс-мажоров или высокой нагрузки на другой персонал;
  • настраивают качественную коммуникацию между подчиненным и руководством, взаимопонимание между ними;
  • разрабатывают эффективную мотивационную стратегию без лишних затрат.

Цели аттестации, как метода оценки персонала

Оценку работы персонала, подготовку и проведение аттестации выполняют в комплексе. Это процедуры, которые актуальны на всех этапах управления компанией, а особенно — после значительных преобразований, изменения структуры организации и кадрового состава. Основными целями могут быть:

  • отбор оптимальных соискателей на вакансию;
  • регулярная проверка работника на соответствие служебным критериям занимаемой должности, уровню адаптации к актуальным условиям;
  • определение реальных знаний о товарах и продуктах бренда, а также необходимости дальнейшего обучения и его направления;
  • подготовка рекомендаций для поощрительных мер (в частности, премирования);
  • выявление готовности работника к смене обстановки (переводу в другое подразделение, переходу на другой служебный уровень или к другим обязанностям);
  • определение личного потенциала сотрудника при формировании кадрового резерва;
  • своевременное выявление некомпетентных кадров, которых целесообразнее уволить.

Критерии оценки персонала при аттестации

Критерии могут варьировать в зависимости от задач оценивания, специфики компании и актуальных нормативов. Наиболее частыми являются:

  • объем труда (интенсивность, результативность, целесообразность реального рабочего графика);
  • качество труда (характеризуется количеством ошибок, а также соответствием готового продукта принятым нормам и стандартам);
  • проявление сотрудника в работе (инициативность, стрессоустойчивость, адаптивность);
  • организованность (учитывается внимание к деталям, порядок на рабочем месте, расход материальных средств);
  • коммуникабельность (участие работника в совместных мероприятиях, активность в коллективе, реакция на критику и так далее).

Как сделать аттестационные мероприятия более удобными?

За последние несколько лет широкое применение в западном и отечественном бизнесе нашли автоматизированные системы оценки и аттестации персонала на базе ИТ-разработок — приложений, программ, онлайн-сервисов.

Многие адаптированы под сбор всей доступной информации о персональной деятельности сотрудника на рабочем месте. Есть и такие, которые сами анализируют и систематизируют собранную информацию, предоставляя руководству готовые данные для оценки в удобной форме — графической, текстовой или табличной.

На фоне остальных выделяется популярный Yaware.Service. С его помощью вы легко проведете тестирование персонала вашей компании.

Есть также и другой компании Яваре — Timetracker. С его помощью можно собирать и систематизировать данные о посещенных сайтах, времени пребывания на них, реальном рабочем графике (учитывая опоздания и переработки), о времени, проведенном офлайн. В нем также предусмотрен функционал для автоматических снимков монитора работника, на которых видно, чем он занимается в рабочее время.

Все собранные данные можно легко использовать для мотивации сотрудника, критики, разработки поощрительных мер или поиска лучшего применения его интересам и способностям.