Деловая оценка персонала

Каким вы видите идеального подчиненного? Мотивированным, трудолюбивым, стрессоустойчивым, профессиональным, опытным? Если ваша кадровая служба не даром получает зарплату, то наверняка все эти качества в разной степени присутствуют у всех ваших коллег. Однако на определенном этапе выясняется, что их недостаточно.

И тут возникает вопрос: что делать и в каком направлении двигаться, чтобы помочь сотрудникам прогрессировать, расти в плане продуктивности работы? Готовы ли они к работе над собой на старом месте или следует совершить кадровые перестановки? Насколько оправданным будет увольнение тех, которые слабо мотивированы или не демонстрируют лояльность компании?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо периодически уделять внимание деловой оценке персонала.

Оценка профессиональных качеств сотрудников

Деловая оценка персонала – это комплексная процедура, в ходе которой фиксируются количественные и качественные характеристики сотрудников, исходя из должностных обязанностей, графика, исполнительности, отношения к выполняемой работы, психологических особенностей и так далее.

Выделяют 3 основные цели такого оценивания:

  • административное соответствие работника (решается вопрос о переводе в другой отдел, на другой участок работы, о повышении или понижении по должности);
  • получение информации, характеризующей сотрудника со всех сторон, в частности, о его деловых и профессиональных качествах, усидчивости, стрессоустойчивости, работоспособности;
  • выбор оптимального способа мотивации (особенно важно для прогресса сотрудников, которые заинтересованы в саморазвитии, но актуальные условия рабочей среды не способствуют этому).

Задачи, которые решаются с помощью оценки квалификации персонала:

  • изучение потенциала сотрудников, рассчитывающих на повышение зарплаты, продвижение по должности или смену рабочей обстановки;
  • планирование финансовых затрат, необходимых для повышения уровня квалификации, знаний или реализации новых условий работы;
  • укрепление лояльности к компании, доверия к руководству, мотивации, социальных и корпоративных навыков;
  • повышение эффективности обратной связи между персоналом и руководством компании;
  • разработка специальных программ, повышающих уровень компетентности и адаптации персонала.

Показатели деловой оценки персонала

Критериями и показателями деловой оценки персонала могут выступать:

  • профессиональные качества (знания, навыки, способности, опыт);
  • работоспособность (ответственность, инициативность, продуктивность);
  • индивидуальные особенности (психотип, авторитет в команде, лидерские задатки, прочие личностные характеристики).

Виды и методы деловой оценки персонала

На сегодня используется два основных вида деловой оценки персонала:

  • предварительная – при принятии на работу;
  • текущая – в ходе выполнения обязанностей сотрудником.

Методики делятся на 2 категории – общие и специфические.

Общие методы

  1. Тестирование (на профпригодность, анализ отношений сотрудника и факторов, влияющих на него вне рабочей среды, исследование памяти, мышления, психологического состояния).
  2. Комплексное оценивание (как правило, проводится в специальных центрах с помощью масштабной системы, включающей целый ряд методов и критериев).

Специфические методы

  1. Индивидуальные: анкетирование, сравнение профессиональных качеств, способ заданного выбора (оценивание сотрудника на основании системы баллов), описание.
  2. Групповые: способы квалификации (на базе общих для группы критериев), попарное сравнение всех сотрудников группы, расчет математических показателей, которые характеризуют результативность.

Современные способы оценивания персонала

Развитие специализированных программ и сервисов привело к тому, что «ручная» методика, предусматривающая сбор и обработку информации подготовленными штатными сотрудниками или кадровыми специалистами, понемногу уходит в прошлое.

ИТ-сервисы выгодны и практичны, сводят к минимуму ошибки в ходе анализа данных, а главное – полностью исключают влияние «человеческого фактора» (избирательности, субъективности, недостаточного профессионализма или психологического состояния самого кадрового агента, занимающегося такой работой).

Одним из самых эффективных и многофункциональных сервисов для деловой оценки персонала, по отзывам многих руководителей бизнеса, стал программный комплекс Yaware.

В его составе – несколько специализированных разработок для сбора и анализа всевозможной информации с рабочего места сотрудника, которая характеризует его рабочие качества, а также функционал для подготовки анкет и опросов (сервис обратной связи с клиентами), которые помогают собрать реальные отклики и мнения клиентов компании о ее персонале.

Главным достоинством таких ИТ-сервисов является их оперативность, универсальность и возможность собрать максимум показателей деловой оценки персонала без привлечения дополнительных ресурсов компании.